КМ-консультант. Врач - психотерапевт

+7 (912) 24-24-142. 

Врач (с 1980 г.)-психотерапевт (с 1987 г.)

Ведущий профессионал РФ, 2010 г.

Автор новых методов психотерапии 2012 г. и консультирования, 2013 гг.

Признанный психотерапевт Европейской Ассоциации Психотерапевтов (Австрия Вена 2000 г.),

Мастер-практик и Тренер NLP (Ванкувер Канада 1994-1995г.)

Позитивный психотерапевт (Висбаден Германия 1991-1993 г.),

Когнитивный психотерапевт (Нью Джерси США 1991 г.)

Главная / О методе "Кристаллизация мышления" / Кратко о методе "Кристаллизация мышления"

Кратко о методе "Кристаллизация мышления"

Заказать

КМ - это новый метод консультирования с абсолютно новыми алгоритмами работы. 

  1. Позволяет решать многие психологические задачи за очень короткий промежуток времени. 
  2. Имеет 7 основных инструментов работы. Пять из них имеют совершенно новые алгоритмы, включая задаваемые вопросы. Два усовершенствованы.
  3. Метод позволяет быстро кристаллизовать существующую проблему. А клиенту найти уникальное собственное решение, которое мотивирует на его реализацию в короткие сроки.
  4. Зачастую приносит солидные дивиденды.
  5. Метод имеет преимущества в индивидуальном консультировании, бизнес-консультировании, работе с зависимыми людьми, усовершенствовании управленческих навыков, переговорном процессе. 

КМ – чем интересен для бизнеса?

  1. Усовершенствует управленческие навыки.
  2. Повышает качество профессиональных решений.
  3. Формирует новые алгоритмы поиска оптимальных решений.
  4. Это новый алгоритм проведения совещаний.
  5. Делает переговорный процесс более прогнозируемым, стабильным.
  6. Позволяет корректно и эффективно управлять персоналом.
  7. Помогает избегать манипуляций со стороны персонала.
  8. Это новый вариант мозгового штурма. Проводится без особых затрат. Иногда мимоходом.
  9. Новый алгоритм постановки целей или уточнение имеющихся.
  10. Формирует системное мышление.
  11. Приносит существенную прибыль. Иногда неожиданно.

«Кристаллизации мышления» (сокращенно КМ) относится к когнитивным методам. Он включает в себя два самостоятельных метода, дополняющих друг друга и делая его более эффективным. Первая часть — это непосредственно сам метод «Кристаллизация мышления», зарегистрированный в 2013 г., как консультационный метод. Эта часть используется в консультировании сложных проблем или поиске наилучшего, а иногда и гениального решения. А знания инструментария метода повышают эффективность в управленческой деятельности, сокращают время на проведение совещаний, делают их более продуктивными. Помимо этого, владение инструментарием метода незаменимо в переговорах и продажах; дипломатической деятельности; стратегическом планировании или постановке целей.

Вторая часть – метод «Суггестия в состоянии концентрации внимания по Гребневу» зарегистрирован в 2012 г., как психотерапевтический метод. Эта часть метода успешно используется в работе с невротическими расстройствами, зависимыми состояниями, иногда в обычном консультировании.

Несмотря на принципиальные различия в подходах воздействия, эти два метода гармонично дополняют друг друга.

 

Метод КМ и его место среди других технологий.

(из будущей книги)

Все когнитивные методы, используемые в консультировании или психотерапии, изучают процесс познания и обработки информации нашим сознанием. Они обращают внимание на познавательные процессы, такие как память, внимание, чувства, воображение, стили мышления, способность к принятию решений, поведение.Другими словами, когнитивные методы изучают процессы получения и обработки информации нашим сознанием и тем, как это влияет на поведенческие реакции, на формирование проблем, а в некоторых случаях и болезненных состояний.

Впервые на взаимосвязь внешнего раздражителя и реакции человека указал американский психолог Джон Уотсон (1913 год). А начиная с 60-х годов прошлого столетия психолог Альберт Эллис обращает внимание на роль наших мыслей и представлений (когниций) в формировании эмоций и реакций человека. В эти годы он разрабатывает метод Рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии (РЭПТ). Одновременно с ним психотерапевт Аарон Бек создает метод Когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), в котором делается акцент на «автоматических мыслях» и связанные с ними поведение личности. Эти два автора говорят о прямой взаимосвязи наших представлений и знаний (когниций) на наши эмоции, убеждения и поведение.

К слову сказать, этим же процессом занимаются многие другие психотерапевтические методы, но наряду с этим привносят авторскую интерпретацию полученных данных. К примеру, автор метода Транзактный анализ, Эрик Берн исследует транзакции между личностями и коммуникативные «игры», которые они создают. Гештальттерапевты делают акцент на незавершенных действиях из прошлого клиента и то, как это влияет на сегодняшние эмоции и поведение человека. А Позитивная психотерапия Носсрата Пезешкиана (1977г.) негативный стиль мышления клиента трансформирует в позитивный опыт, изучает межнациональные (транскультуральные) особенности коммуникации и их влияние на личность и общество.

Процессам получения и обработки информации много внимания уделено в методе нейролингвистического программирования (НЛП). Метод был разработан в 70-х годах американцами Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером. В нем делается акцент на модальностях и субмодальностях восприятия реальности и то, как они влияют на убеждения, лингвистику, паттерны поведения. Безусловно, НЛП впитал в себя лучшие техники из работ лучших психотерапевтов и психологов таких как Милтон Эриксон, Вирджиния Сатир, Грегори Бейтсон. А активный разработчик и продолжатель этого метода Роберт Дилтс считает, что НЛП изучает структуру субъективного опыта. Данный метод пре­имущественно работает с когнитивными и бессознательными процессами, а не с их содержанием. Он успешно используется как психотерапевтической практике, так и бизнесе.

            Метод «Кристаллизация мышления» уже к 2000 году впитал в себя лучшее из многих консультационных практик и добавил в себя ряд новых алгоритмов, которые делают его более эффективным и конструктивным. Так же, как и многие когнитивные методы он изучает процесс получения и обработки информации сознанием и то, как это влияет на убеждения и реакции, на способности и возможности, на решения и поведение человека, на его успешность. В отличии от многих других методов в нем нет авторских интерпретаций. Есть семь основных инструментов, с помощью которых достигается основная цель любой консультации или психотерапевтического вмешательства – улучшить качество жизни консультируемого.

            Поскольку метод КМ был сформирован на пару лет раньше, чем я познакомился с коучингом, то подчерпнуть из него чего-либо не представлялось возможным. Тем не менее Коуч тоже работает с когнитивными процессами. Основная задача коуча – помочь обучающемуся достичь профессиональной или жизненной цели и развить для этого необходимые навыки. Делается это с помощью определенной последовательности задаваемых вопросов. Если сравнивать коучинг с консультированием методом «Кристаллизации мышления» (КМ-консультирование), то в последнем более продуманная система постановки вопросов, разработан совершенно новый алгоритм постановки цели, мотивации и развития необходимых навыков. Этот алгоритм называется ПИноК. Речь о нем пойдет ниже.

Меня иногда спрашивают: «В чем отличие вашего метода от Сократовского диалога? В нем тоже присутствует некий алгоритм вопросов, стремящийся к рождению новой идеи у оппонента». Первое и основное отличие Сократовского диалога от метода КМ заключается в принципах подхода. Сократовский диалог предназначался для продвижения своей идеи через определенную постановку вопросов. Я намеренно делаю акцент на «продвижение своей идеи» в отличие от метода КМ, где основной задачей является помощь человеку в поиске собственного решения через изменения его мышления. Сократ в своих диалогах искал противоречия в суждениях человека, делал акцент на его ложных представлениях (на этом этапе основные задачи совпадают), а далее старался запутать его и «показать невежество» оппонента (тут сходства прекращаются). Когда человек заходил в тупик, Сократ начинал задавать ему наводящие вопросы и помогал «родить» новую идею, суждение или решение. 

Основная задача метода «Кристаллизация мышления» (КМ) – способствовать партнеру найти собственное решение, часто через состояние внезапного инсайта, используя совершенно иной алгоритм вопросов. На первом этапе изучается проблемная ситуация, выявляются ложные убеждения или когнитивные искажения, связанные с ней. После чего за счет направляющих и ключевого вопросов собеседник сам приходит к иному восприятию своей ситуации, находит собственное решение, которое лучше мотивирует и лучше реализуется. Весь диалог происходит очень корректно.

Второе отличие заключается в последовательности задаваемых вопросов. У Сократа было пять основных вопросов. В начале он выдвигал тезис относительно того или иного убеждения и ждал его опровержения. Если утверждение Сократа опровергалось, то он воспринимал его как ложное убеждение. Далее шла вторая группа вопросов, которые задавались таким образом, чтобы указать своему партнеру на противоречия в его антитезисе. Как правило, человека это ставило в тупик. После чего оппонент ждал некого совета от Сократа, но вместо этого слышал в ответ о «полном неведении» как решается данная ситуация или данный вопрос. Тем самым заводя партера в еще большее недоумение. И пятым шагом были наводящие вопросы, способствующие «зарождению» нового видения текущего вопроса.

В методе КМ основных вопросов четыре: открытый, уточняющий, направляющий и ключевой, после которого появляется инсайт. Как это выглядит на практике смотрите ниже или в первой книге о методе КМ.

Что касается психотерапии. Во времена Сократа психотерапии как таковой не было. Первыми, кто стал использовать его метод был Поль Дюбуа, предложивший метод Рациональной психотерапии (1912г.). Постепенно сократовские диалоги в психотерапию стали внедрять авторы других методов. Они использовали логическую аргументацию и шаг за шагом подводили пациента к запланированному выводу. Акцентирую ваше внимание на словах – запланированному психотерапевтом выводу.

В методе КМ используется совершенно другой прием. Основная задача специалиста проанализировать получаемую информацию, разобраться в когнитивных искажениях и направить мышление клиента на самостоятельный поиск оптимального для него решения. Сам процесс направления мышления человека на поиск самостоятельного решения связан с умением специалиста отсекать ненужную информацию, устранять возражения, изменять восприятие ситуации и формировать состояние концентрации внимания клиента на решаемой задаче.

 

Заказать консультацию
Top.Mail.Ru