Метод "Кристаллизация мышления"
«Кристаллизации мышления» (сокращенно КМ) относится к когнитивным методам. Он имеет две условные части, которые по логическим причинам объединены. Первая часть — это непосредственно сам метод «Кристаллизация мышления», зарегистрированный в 2013 г., как консультационный метод. Эта часть используется во многих областях. Непосредственно в консультировании сложных проблем или поиске наилучшего решения. Управленческой деятельности. Совещаниях. Переговорах и продажах. Дипломатической деятельности. Стратегическом планировании или постановке целей.
Вторая часть – метод «Суггестия в состоянии концентрации внимания по Гребневу» зарегистрирован в 2012 г., как психотерапевтический метод. Эта часть метода успешно используется в работе с невротическими расстройствами, зависимыми состояниями, иногда в обычном консультировании.
Несмотря на принципиальные различия в подходах воздействия, эти два метода дополняют друг друга.
Метод КМ и его место среди других технологий.
Метод КМ возник не сам по себе, а сформировался на основе знаний и практического опыта использования многих психотерапевтических и консультационных методов. Среди них Когнитивная психотерапия по А. Беку, Позитивная психотерапия по Н. Пезешкиан, Нейролингвистическое программирование, Классическая и эриксоновская гипнотерапия, Рационально-эмоциональная психотерапия и другие.
Метод «Кристаллизация мышления» (КМ) сформировался к 2000 году. Принципиальным отличием от других методов стали новые алгоритмы работы, которые сделали его более эффективным. Поскольку метод КМ относится к когнитивным. методам, он так же изучает процесс познания и обработки информации нашим сознанием. В отличии от многих других методов в нем нет авторских интерпретаций. Есть семь основных инструментов, с помощью которых достигается основная цель любой консультации или психотерапевтического вмешательства – улучшить качество жизни консультируемого.
Основная задача метода «Кристаллизация мышления» (КМ) – способствовать партнеру найти собственное решение, часто через состояние внезапного инсайта. На первом этапе изучается проблемная ситуация, выявляются ложные убеждения или когнитивные искажения, связанные с ней. После чего за счет совершенно новых алгоритмов работы собеседник сам приходит к иному восприятию ситуации, находит собственное решение, которое лучше мотивирует и лучше реализуется.
Метод КМ. Его особенности и отличия от других методов.
- Имеет совершенно новые алгоритмы работы 5-ти из 7-ми основных инструментов, что делает метод более эффективным в работе.
- Один из новых инструментов позволяет стабилизировать новые убеждения, к которым пришел человек. Этого нет в других методах.
- Позволяет решать многие задачи за очень короткий промежуток времени. От одной 15-ти минутной сессии до 3-4 встреч.
КМ - это консультационный метод. Он не относится к психотерапии, хотя начинающие психологи или продвинутые психотерапевты скажут вам обратное. Я отношу этот метод к работе с мышлением.
Психотерапия - это это работа с душой. Она включает в себя беседы по душам, создание благоприятного психологического состояния, включая медитацию. Работу с ценностями, смыслом жизни. Анализ психотипа личности. Работу с эмоциями и многое другое.
Структурирование мышления – это анализ того, как думает человек, как он находит наилучшие решения, какие навыки помогают ему реализовывать свои решения, быть успешным и уверенным человеком. Метод «Кристаллизации мышления» изучает то, как человек трансформирует воспринимаемую реальность в своем сознании и использует ее в своих интересах.
Психотерапия и структурирование мышления – это близкие, но совершенно разные дисциплины. В них столько же различий как между психиатрией и психотерапией.
Мы занимаемся и психотерапией, и структурированием мышления.
Для лучшего понимания метода приведу короткий пример работы.
Из книги «Как формируются гениальные решения»
Работа с клиентом началась с основного запроса, который звучал так: «Мне нужно помочь освоить английский̆ язык с использованием гипноза». Два года человек пытается освоить новый для него язык, посещал курсы, а результаты близки к нулю. Цель изучения – переезд в другую страну. И вот теперь обратился ко мне, как гипнотерапевту.
Традиционно у нас два пути решения его проблемы. Первый̆ – выполнить его запрос. Ввести в состояние гипноза и провести соответствующие внушения. Второй̆ – разобраться в психологических причинах его "затруднения" в изучении английского, то есть провести психотерапию. Можно предположить, что такими "затруднениями" могли быть: не осознаваемое им нежелание переезда; сомнения в правильности совершаемого поступка; несогласие членов семьи и многое другое. Но все это догадки.
После очередной̆ неудачи внушений, проведенных в состоянии гипноза, была проведена КМ-консультация. Основной̆ задачей̆ метода КМ является выявление истинной̆ проблемы и поиск путей̆ ее решения. В данном случае высказанная проблема – незнание английского – казалась человеку главным препятствием для переезда. Для профессионала имеющаяся проблема была второстепенной̆ по отношению к самому переезду. Находясь в Канаде, он вынужден будет изучать и совершенствовать свой английский̆. Понимая это, я задал вопрос, касающийся мотивации его переезда.
- − Скажи мне, пожалуйста, для чего ты хочешь переехать жить в Канаду?
- − Причин много. Цивилизованная и стабильная страна. Цивилизованный̆ бизнес. Страна с похожим климатом. Дети получат хорошее образование. Да и много еще чего.
- − Есть ли какие-либо другие сдерживающие факторы? Родственники, например, или финансовые проблемы?
- − Родственники только за переезд. Ждут- не дождутся. Вот только английский̆ помогите освоить.
Профессиональная способность улавливать мельчайшие изменения невербальных реакций клиента подсказывала, что клиент был явно напряжен. Предстояло снять напряжение.
- − В свое время я интересовался переездом в Канаду. Я знаю, что одним из условий является финансовая обеспеченность. Где-то около $ 10000 – 15000 на человека. Это так?
- − В целом правильно, но есть много других условий: профессия, возраст, судимость и т.д.
- − Насколько я понял, все предъявляемые условия ими проверены, и они готовы принять вас.
- − Да, я и хочу переехать.
- − Но что делать на $15000 в Канаде? Это только на первое время, а далее?
- - Я несколько раз бывал в Канаде. Я согласен, что такой̆ суммы хватит ненадолго.
Главным стал ключевой вопрос:
- - А при какой̆ сумме вы могли бы спокойно уехать туда, не задумываясь, прямо сейчас? Без знания английского.
Долгая пауза.
- − Совсем не задумываясь?
- − Да, не задумываясь.
- − Я подсчитал. Получилось около $ 500 000. Эта сумма позволит прибрести жилье, купить бизнес, который̆ будет приносить стабильный̆ доход.
- − В настоящее время есть такая сумма в наличии?
- − Нет.
- − А когда возможно заработать эту сумму?
Новая пауза.
- − Если продать оборудование, товар, который̆ есть в наличии, складские помещения, то...
Сейчас паузу держал я. Пауза создает обоюдное напряжение, и появляется желание сказать что-либо. Если вы выдержали строго дозированную по времени паузу, и она оказалась к месту (отслеживается у клиента по невербальным реакциям), то это очень хороший̆ способ дать возможность партнеру сконцентрировать внимание и найти решение. Предпочтение первых фраз чаще всего отдается клиенту.
Через минуту он твердым голосом сказал.
- − Думаю, что я смогу сделать это в течение трех месяцев.
- − Изучить язык?
- − Нет. Собрать необходимую сумму денег.
- − А как же английский̆ язык?
- − Изучу его там. Находясь в Канаде, я просто вынужден буду изучать его интенсивно.
Через 8 месяцев знакомые мне сообщили, что мой подопечный̆ уже перебрался в Канаду.
Вопросы, заданные по определенному алгоритму, структурируют мышление и способствуют нахождению наилучшего, а иногда гениального решения. Метод КМ предназначен именно для этого. На консультацию ушло не более 30 минут. Заданного ключевого вопроса: "При каких условиях ты уедешь в Канаду, не зная английского языка?",- оказалось достаточно, чтобы клиент нашел решение.
За два-три месяца он продал свой бизнес, квартиру и уехал. Безусловно, я мог посоветовать ему переехать и осваивать язык на месте. Но это было чужое решение. К своему решению люди относятся с большим вниманием, чем к чужим советам.
Опыт показывает, что лучшее решение – это решение самого клиента, а не самого лучшего консультанта. Оно реализуется быстрее и с наименьшими затратами. А лучший̆ и быстрый̆ способ найти столь желанное (гениальное) решение — это задать правильные вопросы по определенному алгоритму.